Немного о художниках | Назад |
Врубель Михаил Александрович [5(17).3.1856, Омск, - 1(14).4.1910, Петербург],
русский живописец. Учился в петербургской АХ (1880-84) у П. П. Чистякова.
Неоднократно бывал в Италии и Франции, посетил Германию, Грецию, Швейцарию.
Следуя традиции А. А. Иванова и Н. Н. Ге, Врубель в своём творчестве обращался к
проблемам бытия человека, к морально-философским вопросам о добре и зле, о месте
человека в мире. Но в условиях сложного и противоречивого развития русской
художественной культуры конца 19 - начала 20 вв. стремление решить эти вопросы
приводило Врубеля, стоявшего в стороне от общественной борьбы своей эпохи и не
видевшего реальных путей преодоления острых противоречий буржуазной
действительности, к мучительным поискам выхода лишь во внутренней, духовной
жизни человека.
Это придаёт творчеству Врубеля, как и творчеству ряда других русских
художников конца 19 - начала 20 вв., субъективные, индивидуалистические, а порой
и мистически-болезненные черты, что вызывало ожесточённую полемику по поводу его
произведений в различных кругах русского общества.
Врубель обращался к романтике средневековья и Возрождения, к античной
мифологии и русской сказке; в его произведениях нередки элементы загадочности,
таинственности, характерные и для поэзии раннего русского символизма.
Разносторонность художественного творчества как выражение мечты соединить
искусство с жизнью, поиски высокого монументального стиля и национальной формы в
искусстве, приверженность к орнаментальным ритмически усложнённым решениям
придают произведениям Врубеля характерные черты стиля "модерн".
Это особенно свойственно некоторым панно (например, триптих "Фауст" для дома
А. В. Морозова в Москве, 1856, Третьяковская гал.; "Утро", 1897, Рус. музей,
Ленинград). Однако творчество Врубеля гораздо шире и символизма, и стиля
"модерн".
Стремление создать сложную картину мира, в котором всё взаимосвязано и
одушевлено, а за привычным обликом предметов таится своя особая и напряжённая
жизнь, приводит к органическому слиянию в произведениях Врубеля мира
человеческих чувств и мира природы ("Пан", 1899, "К ночи", 1900, "Сирень",
1900,- все в Третьяковскбй гал.).
В 1884-89 Врубель жил в Киеве, где создал иконы и ряд стенных росписей (в т.
ч. композицию над хорами "Сошествие святого духа", масло, 1884) в Кирилловской
церкви, эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора (в т. ч. четыре
варианта композиции "Надгробный плач" - все акварель, графитный карандаш,
Киевский музей рус. иск-ва), портрет-картину "Девочка на фоне персидского ковра"
(1886, там же).
В поисках большей духовности, монументальности и пластической
выразительности произведений Врубель обращается к опыту классического
искусства. Однако он далёк от стилизации или подражания. В характерной
манере Врубеля, живописца и рисовальщика, творчески преломились
декоративность и обострённая экспрессия византийского и древнерусского
искусства, цветовое богатство венецианской живописи. Резкий, ломающийся
штрих, сопоставление нескольких планов в изображении предмета, расчленение
объёма на множество взаимосвязанных пересекающихся граней и плоскостей,
широкий мозаичный мазок, лепящий форму, напоминающее витраж горение красок и
эмоциональные цветовые сочетания становятся в творчестве Врубеля
(окончательно манера Врубеля сложилась в нач. 1890-х гг.) пластическими
средствами выражения того тревожного и драматического восприятия мира,
которое во многом определяет своеобразие его творчества.
В творчестве Врубеля киевского периода впервые проявилось характерное для
Врубеля противоречие между мечтой о художеств, преображении мира, о
воплощении высокого и прекрасного в человеке в величавых образах
монументального искусства и буржуазной действительностью, которая не давала
Врубелю возможности средствами своего искусства утверждать гуманистические
идеалы (величественные монументальные замыслы Врубеля не были осуществлены,
он выполнял лишь панно для буржуазных особняков).
С тягой Врубеля к монументальному искусству связаны декоративные поиски,
которые определяют его творчество в 1890-е гг., когда Врубель, переселившись
в Москву (в конце 1889), вошёл в абрамцевский художественный кружок мецената
С. И. Мамонтова. В эти годы Врубель выполняет панно и станковые произведения
("Венеция", 1893, Рус. музей; "Испания", ок. 1894 и "Гадалка", 1895,- оба в
Третьяковской гал.), участвует в оформлении спектаклей (опер Н. А.
Римского-Корсакова "Садко", 1897, "Царская невеста", 1899, "Сказка о царе
Салтане", 1900,- все в Моск. частной русской опере С. И. Мамонтова), создаёт
эскизы архитектурных деталей и майоликовой скульптуры для абрамцевской
керамической мастерской ("Египтянка", "Мизгирь", "Купава"- все 1899-1900,
Третьяковская гал.), выступает в роли архитектора (проект фасада дома С. И.
Мамонтова на Садово-Спасской ул. в Москве, 1891) и мaстepa прикладного
искусства.
В эти же годы Врубель работает над иллюстрациями к произведениям М. Ю.
Лермонтова ("Измаил-бей", акварель, белила, тушь, сепия, Третьяковская гал.
и Лит. музей, Москва, и "Герой нашего времени", акварель, белила,
Третьяковская гал.,- все 1890-91).
Главной темой творчества Врубеля в моcковский период стала тема Демона. В
"Демоне" (1890, Третьяковская гал.) и иллюстрациях к одноименной поэме М. Ю.
Лермонтова (акварель, белила, 1890-91, Третьяковская гал., Рус. .музей и др.
собрания) Врубель в символической форме ставит "вечные" вопросы добра и зла,
выдвигает свой идеал своеобразно понятой героической личности, бунтаря, не
приемлющего обыденность и несправедливость действительности, трагически
ощущающего своё одиночество.
Эпоха тяжёлых социальных противоречий и общественного разлада, бунтарские
настроения предреволюционной поры - всё это оказывало воздействие на работу
Врубеля над темой Демона, которая завершилась "Демоном поверженным" (1902,
Третьяковская галерея).
Необычность изломанных форм "Демона поверженного" подчёркивает его гибель,
обречённость, а также отражает огромное внутреннее напряжение художника, его
лихорадочные поиски образа подлинно трагедийной силы. Врубель исполнил ряд
портретов, отличающихся философской глубиной образа, стремлением подчеркнуть
необычное в модели (портреты С. И. Мамонтова, 1897, К. Д. Арцыбушева, 1897,
Н. И. Забелы-Врубель, 1898,- все в Третьяковской гал.; портрет сына,
акварель, белила, графитный карандаш, 1902, Русский музей).
В 1900-е гг. творчество Врубеля приобретает характер трагической исповеди, в
нём нарастают драматизм мироощущения и экспрессия форм, а порой и черты
болезненного надлома (с 1902 Врубель страдал тяжёлой душевной болезнью и в
1906 ослеп).
В эти годы лучшими произведениями Врубеля становятся графические портреты,
замечательные острой проницательностью характеристик и конструктивной
чёткостью построения форм (портрет Ф. А. Усольцева, карандаш, 1904, частное
собрание, Москва; "После концерта. Портрет Н. И. Забелы-Врубель", пастель,
уголь, 1905, портрет В. Я. Брюсова, уголь, сангина, мел, 1906,-оба в
Третьяковской гал.).
Человеческая одухотворённость свойственна и сравнительно немногочисленным у
Врубеля пейзажным работам ("Дерево у забора", графитный карандаш, 1903-04,
Третьяковская гал.), натюрмортам ("Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан",
графитный карандаш, Русский музей, Ленинград).