Немного о художниках | Назад |
Ян Вермер (1632-1675) родился в городе Делфте. С этим городом связана вся жизнь и все творчество прославленного мастера. Его отец был фабрикантом, занимался продажей шелка, а также держал гостиницу. Сведения о детстве и ранних годах творчества Яна Вермера до нас не дошли. Мы не знаем, когда он начал учиться живописи и кто был его учителем. Известно только, что в 1653 году, в год своей женитьбы, художник вступил в гильдию Святого Луки.
Вермеру приходилось содержать большую семью, а поскольку работал он над каждым произведением подолгу, то занялся торговлей картинами и продолжал держать гостиницу. Но у своих собратьев-художников мастер пользовался большим уважением и в 1663 году он был выбран деканом гильдии Святого Луки. К сожалению, работ, в которых его авторство несомненно, сохранилось крайне мало, и только две из них датированы. Особенность наследия Вермера -удивительно лиричные женские портреты в интерьерах, заполненных светом. Для него, как для художника, характерна доведенная до совершенства простота и завораживающая легкость изображения.
Лондонские полотна Дама перед клавесином и Дама за клавесином - демонстрируют нам стиль позднего Вермера. Картины, полные скрытых аллегорий, безусловно, парные. Художник изобразил на них либо одну и ту же женщину, либо очень похожих сестер. На первой - богато одетая женщина сидит за клавесином, как бы отвернувшись от него. Но дама явно отвернулась не столько от клавесина, сколько от висящей на стене картины. Художник дает нам рассмотреть, что это известное полотно Дирка ван Бабюрена Сводницы. Оно противоречит внутренней чистоте интерьера с виолой-да-гамба перед клавесином - этот инструмент в истории искусств часто связывается с именем девы-мученицы и покровительницы музыки Святой Цецилии. Комната погружена в полумрак, в ее колорите преобладают переливы синих цветов. На втором полотне мы видим комнату, заполненную солнечным светом.
Зачаровывают варьирующиеся цвета - белый, бежевый, золотой, глубокий синий. Гармония, царящая в этом доме, символизируется на картине клавесином. Оба эти произведения Вермера вызывают ощущение покоя. Мастерское владение светом и тщательное изображение мельчайших деталей придают работам художника неповторимое очарование.
Два десятилетия, на протяжении которых он создавал все свои произведения, были годами высшего расцвета голландской живописи, но именно Вермеру было суждено возвысить бытовой сюжет до уровня, сопоставимого с замечательными достижениями великих голландских мастеров в других жанрах.